Христианство и другие религии. Духовные деятели. : Католицизм
   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА     НАШИ КОНТАКТЫ    

объявления

новости

День Святой Троицы. Или как родилась Церковь
27 мая православные празднуют День Святой Троицы. Это один из 12 важных праздников, отмечаемых Церковью после Пасхи.
В Ульяновской области сохранилась старинная церковь с кладбищем
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы является одним из самых древних каменных храмов, которые сохранились в Ульяновской области.
На Украинскую церковь устроили нападение
В Киеве в помещении Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) неизвестные распылили слезоточивый газ, в результате пострадала монахиня.
Лютеранская церковь в России попросила передать ей в собственность кирху в Печорах
Управляющий по имуществу Евангелическо-Лютеранской церкви Ингрии на территории России Александр Кудрявцев обратился в администрацию Псковской области с просьбой передать в собственность религиозной организации церкви Святого Петра в Печорах (лютеранская к

Электронные мобильные платежи
Новый уровень комфорта при любых оплатах.

реклама



Католицизм

 От греческого katholikos — кафолическая, то есть вселенская

Католицизм — последняя стадия иудео-христианства, оторвавшегося от своих иудаистских корней и своего гностицизма и организованного в общины, каждая из которых контролируется епископом, а все общины объединены во Вселенскую церковь с центром в Риме.

Первое упоминание термина «кафолическая — католическая» история церкви связываете одним из посланий Игнатия Антиохийского. Игнатий якобы был казнен при императоре Траяне, но рукописи его посланий датируются IV в., и сами они были написаны или переработаны в связи с полемикой, сопутствовавшей признанию Римской церкви императором.

Протокафолическое течение

Постепенно в I в. среди многочисленных иудео-христианских сект выделились два соперничающих направления. Одно признавало руководство Иакова (Иакова из Кефер-Схании), главы назорейской или эбионитской общины, казненного в 62 г., и Симона-Петра (Симона Кифы), который был приговорен к смерти как зилот; так назывались участники еврейского националистического сопротивления, боровшиеся с римскими захватчиками.

Второе вело начало от Савла, именовавшегося Павлом из Тарса, и его учеников, которые создали паулинианское учение. Эллинизацию паулинианского направления ускорил Маркион, который первым около 140 г. предал гласности послания, приписываемые Павлу. Он воспротивился иудаизму и поставил себе целью избавить от его влияния общины, или церкви, которым хотел придать вселенский характер. Осужденный за дуализм, Маркион тем не менее остался в истории создателем Нового Завета и автором переработки иудаистских комментариев к Библии, которые составляли первичную основу Евангелий, или Благовествований.

Одновременно с эллинизацией происходит все большая ориентация церквей на монархическую структуру, меж тем как первоначальный антииудаизм ессеев и самаритян трансформируется в антисемитизм. Реакцией на восстания еврейского народа в 68—70 и 135 гг. в греко-римском мире стали антиеврейские расистские настроения. Паулинианская и маркионитская тенденция утверждала, что Мессию предали смерти его соплеменники — не представители иудейской религии фарисеи и саддукеи, ответственные за казнь Учителя праведности, а просто евреи.

В то же самое время члены общин, или ekklesiai (церквей), объединенные под управлением старейшин (по-гречески presbyteroi, что обрело значение священники) или нескольких руководителей, называвшихся архонтами, все чаще подпадают под власть единственного главы, именующегося епископом. Избавившись от иудейской первоосновы, общины эти ведут борьбу с любой опасностью, которая угрожает монотеизму Бога Израиля Яхве, ставшего Богом всех людей — его-то вскоре и будет представлять на земле централизованная власть pontifex maximus, то есть верховного священнослужителя, или папы.

Образцом Вселенской церкви стала Римская империя, правившая миром. Очистившись от иудаизма и эллинистического гностицизма, церковь объединила почитателей Библии, названной Ветхим Заветом, и сторонников текстов, закрепляющих разрыв с законом Моисея и обращенных к верующим из греков и римлян, текстов, которые получили наименование Новый Завет, где появляется образ исторического Иисуса Христа и приписывается особое значение двум его ученикам Петру и Павлу, символам двух противоборствовавших направлений, под давлением обстоятельств в конце концов объединившихся. Культ апостолов отвечает стремлению епископов обосновать законность своей монархической власти якобы наследованием ее от Павла, руководившего церковью в Коринфе, Фомы — в Эдессе, Иакова—в Иерусалиме, Петра —в Антиохии, а затем в Риме, где игра значений имени апостола послужит основанием церкви.

Вселенское христианство, первотворцами которого были философы антимаркионистского направления Ириней и Тертуллиан, включило в свой канон большинство священных книг евреев, составляющих Библию. Как апокрифические были исключены евангелия старого иудео-христианского толка, такие как Евангелие эбионитов, Евангелия, приписываемые Фоме, Матфею, Филиппу, и и то же время в корпусе книг, признаваемых церковью, из них были использованы многочисленные элементы; так Евангелие от Иоанна содержит в себе отголоски христианского гностицизма, характерного для последователей Петра; Евангелия ж еотЛуки, Марка и Матфея, и Деяния апостолов являются произведениями паулинианского направления.

Иерусалим, священный город евреев, дважды подвергшийся разрушению (в 70 и 135 гг.), подменяется Римом, новым Иерусалимом, но уже не еврейским, а вселенским, с притязаниями на то, что он принесет спасение — однако не одному, пусть избранному, народу, а всему человечеству.

Но едва католическая апостольская римская церковь утвердила свое господство, как соперничество между Римом и Византией привело к схизме, и в 1054 г. произошел окончательный раскол, который ограничил вселенскость католической церкви территорией, некогда входившей в состав Западной Римской империи. В результате католическая церковь находится в противостоянии с Восточной православной церковью.

Ангелус Силезиус

Йоханнес Шефлер родился в зажиточной лютеранской семье в Бреслау, там же он получил классическое образование. В1643 г. он покинул свой родной город и отправился изучать медицину сначала в Страсбург, а затем в Лейден и Падую. Получив степень доктора философии и медицины, он стал лейб-медиком герцога Сильвия Нимрода и тогда же начал посещать мистические кружки.

Бернар Клервоский

Бернар родился в Бургундии в небогатой дворянской семье. В ранней юности он потерял мать—женщину высокой добродетели, и, получив классическое образование, несколько лет вел светскую жизнь, как и подобало молодому знатному господину. Однако в 1112 г. в числе тридцати молодых людей, стремившихся к идеалу монашеской жизни (среди них были и все его братья), Бернар вступил в аббатство Цистерциум (Сито).

Бонавентура

Джованни ди Фиданца, более известный под именем Бонавентура, данным ему, согласно легенде, самим Франциском Ассизким, родился в богатой дворянской семье. В 1238 г. он был отдан в монастырь к францисканцам, которые отправили его в Париж, в Сорбонну, для изучения богословия.

 Доминик де Гусман

Доминик (Доминго) де Гусман происходил из старинного кастильского рода. Он получил образование в университете испанского города Паленсия.

 Иоахим Флорский

Совершая паломничество в Святую Землю, молодой Иоахим получил чудесное исцеление от внезапно постигшей его тяжелой болезни. Оставив мир, он поступил в цистерцианский монастырь в Калабрии и в 1178 г. стал аббатом Кораццо.

 Катары

Уже само название «катары» (от греч., «очищение») говорит об устремлениях сторонников этого движения, распространившегося с конца XI в. на Юге Франции, в Тулузском графстве и Лангедоке, и лежащего в основе ереси альбигойцев.

 Квиетизм

Само слово означает успокоенность, в которой пребывает душа, пассивно погруженная в Бога. Пассивность нужна, чтобы вызвать действие Бога в этой душе. У мистиков, например, Экхарта, всегда существовали формы квиетизма, подозрительные с точки зрения церковных властей.

 Лойола, Игнатий

Сын баскского землевладельца, Игнатий жил, как подобало молодому человеку его времени и его положения. Это продолжалось до 1521 г., когда во время осады Памплоны он получил ранение, сделавшее его на всю жизнь хромым. Он поселился в Манресе и занялся изучением писателей-мистиков и умерщвлением плоти.

 Рюйсбрук, Ян ван

Он родился в лесной деревушке, теперь на ее месте пригород Брюсселя. Воспитывал Яна его дядя, брюссельский каноник, добывший для племянника доходную должность, когда его в 1317 г. рукоположили в священники. В течение двадцати пяти лет Ян из Рюйсбрука осуществлял свое служение, борясь против ереси Братьев свободного духа и создавая свои первые книги.

 Сузо

Он родился на берегу озера Констанца, скорее всего, в Юберлингене. Отец его был суконщиком и человеком с черствой душой, а мать была «преисполнена Богом», и сын выбрал и стал носить ее имя — Сузо — под которым мы и знаем Генриха Сейзе. В тринадцать лет он поступил Констанцевский доминиканский монастырь.

 О подражании Иисусу Христу

Эта небольшая книга впервые появилась в 1424 г. в рукописном виде, но вскоре была напечатана и переведена на все европейские языки. Самые известные французские переводы этого произведения принадлежат Пьеру Корнелю (стихотворный перевод 1653), Лемэтру де Саси (1662) и Ламеннэ (1824). До сих пор авторство книги остается неясным и составляет предмет исследований специалистов. Большинство из них склонно считать ее произведением Фомы Кемпийского (1379-1471), монаха, наставника послушников в монастыре Св. Агнессы в Цволле (Нидерланды). Таким образом, Подражание имеет прямое отношение к нидерландскому духовному движению, известному под названием Devotio moderna («Современная набожность»).

 Таулер, Иоганн

Иоганн Таулер родился в богатой бюргерской семье, в юности ушел в доминиканский монастырь в Страсбурге, но слабое здоровье не позволило ему предаваться слишком суровому умерщвлению плоти. В Кёльне, весьма вероятно, он слушал Экхарта, и когда тот был осужден, встал на его защиту. Иногда в своих сочинениях Таулер настолько близок к Экхарту, что некоторые его тексты смешались потом с текстами учителя.

 Фома Аквинский

Фома родился в замке Роккасекка близ Аквино, учился в Неаполе и, несмотря на резкое противодействие со стороны семьи, в 1244 г. удалился во вновь основанный св. Домиником орден проповедников. Затем его отправили в Париж, в монастырь св. Якова, интеллектуальный центр ордена, где он стал учеником знаменитого Альберта Великого, за которым в 1248 г. он последовал в Кёльн.

 Франсуа де Саль

Выходец из богатой и знатной савойской семьи, Франсуа с 1586 по 1591 гг. изучал право в Падуе, откуда вернулся на родину с докторской степенью. Он должен был занять место советника при сенате Шамбери, когда внутренний порыв внезапно заставил его воспротивиться воле родителей.

Франциск Ассизский

Франциск родился в итальянском городе Ассизи в семье богатого суконщика Пьетро ди Бернардоне и его жены Пики, которая была родом из Прованса. В юности его жизнь ничем не отличалась от жизни молодых людей из зажиточных семей. Это продолжалось до того дня, когда после одной потасовки он ни оказался в тюрьме.

Экхарт, Иоганн

Поступив в ранней юности в доминиканский монастырь в Эрфурте, Иоганн Экхарт вскоре отправился для продолжения обучения в Кёльнский Студиум генерале (доминиканский университет). Не позднее 1298 г. он стал приором Эрфуртского монастыря и главным ви¬карием Тюрингии. Какое-то время он преподавал богословие в Париже.

 

 Янсенизм

В основе этого движения лежат давние споры о благодати и свободе выбора — они восходят ко временам Блаженного Августина, но с новой силой возобновляются в XVI в., в эпоху Реформации. В 1588 г. иезуит Молина (1536-1600) выступил с утверждением, что Бог отпускает «достаточно благодати» каждому человеку, и каждый свободен выбирать, использовать ему эту благодать или нет. .