Христианство и другие религии. Духовные деятели. : Католицизм
   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА     НАШИ КОНТАКТЫ    

объявления

новости

Археологи обнаружили в Москве руины снесенного в начале XX века храма
Церковь была построена на рубеже XIX-XX веков на территории Скорбященского женского монастыря, просуществовавшего с 1891 по 1918 года.
Астраханцев приглашают на экскурсию по храмам
Астраханцы смогут посетить несколько астраханских храмов, узнав интересные факты из истории мировых религий.
?Ничего религиозного — только бизнес…
В понедельник, 30 июля, в казанской мечети Аль-Марджани прошло собрание имамов города.
«Не фонтан!» Как отмечают Илию Пророка и чем живут десантники и капелланы
МОСКВА, 2 авг — РИА Новости, Наталия Федотова. Илия Пророк, день памяти которого отмечает 2 августа Православная церковь, считается небесным покровителем Воздушно-десантных войск России.

Электронные мобильные платежи
Новый уровень комфорта при любых оплатах.

реклама



Католицизм

 От греческого katholikos — кафолическая, то есть вселенская

Католицизм — последняя стадия иудео-христианства, оторвавшегося от своих иудаистских корней и своего гностицизма и организованного в общины, каждая из которых контролируется епископом, а все общины объединены во Вселенскую церковь с центром в Риме.

Первое упоминание термина «кафолическая — католическая» история церкви связываете одним из посланий Игнатия Антиохийского. Игнатий якобы был казнен при императоре Траяне, но рукописи его посланий датируются IV в., и сами они были написаны или переработаны в связи с полемикой, сопутствовавшей признанию Римской церкви императором.

Протокафолическое течение

Постепенно в I в. среди многочисленных иудео-христианских сект выделились два соперничающих направления. Одно признавало руководство Иакова (Иакова из Кефер-Схании), главы назорейской или эбионитской общины, казненного в 62 г., и Симона-Петра (Симона Кифы), который был приговорен к смерти как зилот; так назывались участники еврейского националистического сопротивления, боровшиеся с римскими захватчиками.

Второе вело начало от Савла, именовавшегося Павлом из Тарса, и его учеников, которые создали паулинианское учение. Эллинизацию паулинианского направления ускорил Маркион, который первым около 140 г. предал гласности послания, приписываемые Павлу. Он воспротивился иудаизму и поставил себе целью избавить от его влияния общины, или церкви, которым хотел придать вселенский характер. Осужденный за дуализм, Маркион тем не менее остался в истории создателем Нового Завета и автором переработки иудаистских комментариев к Библии, которые составляли первичную основу Евангелий, или Благовествований.

Одновременно с эллинизацией происходит все большая ориентация церквей на монархическую структуру, меж тем как первоначальный антииудаизм ессеев и самаритян трансформируется в антисемитизм. Реакцией на восстания еврейского народа в 68—70 и 135 гг. в греко-римском мире стали антиеврейские расистские настроения. Паулинианская и маркионитская тенденция утверждала, что Мессию предали смерти его соплеменники — не представители иудейской религии фарисеи и саддукеи, ответственные за казнь Учителя праведности, а просто евреи.

В то же самое время члены общин, или ekklesiai (церквей), объединенные под управлением старейшин (по-гречески presbyteroi, что обрело значение священники) или нескольких руководителей, называвшихся архонтами, все чаще подпадают под власть единственного главы, именующегося епископом. Избавившись от иудейской первоосновы, общины эти ведут борьбу с любой опасностью, которая угрожает монотеизму Бога Израиля Яхве, ставшего Богом всех людей — его-то вскоре и будет представлять на земле централизованная власть pontifex maximus, то есть верховного священнослужителя, или папы.

Образцом Вселенской церкви стала Римская империя, правившая миром. Очистившись от иудаизма и эллинистического гностицизма, церковь объединила почитателей Библии, названной Ветхим Заветом, и сторонников текстов, закрепляющих разрыв с законом Моисея и обращенных к верующим из греков и римлян, текстов, которые получили наименование Новый Завет, где появляется образ исторического Иисуса Христа и приписывается особое значение двум его ученикам Петру и Павлу, символам двух противоборствовавших направлений, под давлением обстоятельств в конце концов объединившихся. Культ апостолов отвечает стремлению епископов обосновать законность своей монархической власти якобы наследованием ее от Павла, руководившего церковью в Коринфе, Фомы — в Эдессе, Иакова—в Иерусалиме, Петра —в Антиохии, а затем в Риме, где игра значений имени апостола послужит основанием церкви.

Вселенское христианство, первотворцами которого были философы антимаркионистского направления Ириней и Тертуллиан, включило в свой канон большинство священных книг евреев, составляющих Библию. Как апокрифические были исключены евангелия старого иудео-христианского толка, такие как Евангелие эбионитов, Евангелия, приписываемые Фоме, Матфею, Филиппу, и и то же время в корпусе книг, признаваемых церковью, из них были использованы многочисленные элементы; так Евангелие от Иоанна содержит в себе отголоски христианского гностицизма, характерного для последователей Петра; Евангелия ж еотЛуки, Марка и Матфея, и Деяния апостолов являются произведениями паулинианского направления.

Иерусалим, священный город евреев, дважды подвергшийся разрушению (в 70 и 135 гг.), подменяется Римом, новым Иерусалимом, но уже не еврейским, а вселенским, с притязаниями на то, что он принесет спасение — однако не одному, пусть избранному, народу, а всему человечеству.

Но едва католическая апостольская римская церковь утвердила свое господство, как соперничество между Римом и Византией привело к схизме, и в 1054 г. произошел окончательный раскол, который ограничил вселенскость католической церкви территорией, некогда входившей в состав Западной Римской империи. В результате католическая церковь находится в противостоянии с Восточной православной церковью.

Ангелус Силезиус

Йоханнес Шефлер родился в зажиточной лютеранской семье в Бреслау, там же он получил классическое образование. В1643 г. он покинул свой родной город и отправился изучать медицину сначала в Страсбург, а затем в Лейден и Падую. Получив степень доктора философии и медицины, он стал лейб-медиком герцога Сильвия Нимрода и тогда же начал посещать мистические кружки.

Бернар Клервоский

Бернар родился в Бургундии в небогатой дворянской семье. В ранней юности он потерял мать—женщину высокой добродетели, и, получив классическое образование, несколько лет вел светскую жизнь, как и подобало молодому знатному господину. Однако в 1112 г. в числе тридцати молодых людей, стремившихся к идеалу монашеской жизни (среди них были и все его братья), Бернар вступил в аббатство Цистерциум (Сито).

Бонавентура

Джованни ди Фиданца, более известный под именем Бонавентура, данным ему, согласно легенде, самим Франциском Ассизким, родился в богатой дворянской семье. В 1238 г. он был отдан в монастырь к францисканцам, которые отправили его в Париж, в Сорбонну, для изучения богословия.

 Доминик де Гусман

Доминик (Доминго) де Гусман происходил из старинного кастильского рода. Он получил образование в университете испанского города Паленсия.

 Иоахим Флорский

Совершая паломничество в Святую Землю, молодой Иоахим получил чудесное исцеление от внезапно постигшей его тяжелой болезни. Оставив мир, он поступил в цистерцианский монастырь в Калабрии и в 1178 г. стал аббатом Кораццо.

 Катары

Уже само название «катары» (от греч., «очищение») говорит об устремлениях сторонников этого движения, распространившегося с конца XI в. на Юге Франции, в Тулузском графстве и Лангедоке, и лежащего в основе ереси альбигойцев.

 Квиетизм

Само слово означает успокоенность, в которой пребывает душа, пассивно погруженная в Бога. Пассивность нужна, чтобы вызвать действие Бога в этой душе. У мистиков, например, Экхарта, всегда существовали формы квиетизма, подозрительные с точки зрения церковных властей.

 Лойола, Игнатий

Сын баскского землевладельца, Игнатий жил, как подобало молодому человеку его времени и его положения. Это продолжалось до 1521 г., когда во время осады Памплоны он получил ранение, сделавшее его на всю жизнь хромым. Он поселился в Манресе и занялся изучением писателей-мистиков и умерщвлением плоти.

 Рюйсбрук, Ян ван

Он родился в лесной деревушке, теперь на ее месте пригород Брюсселя. Воспитывал Яна его дядя, брюссельский каноник, добывший для племянника доходную должность, когда его в 1317 г. рукоположили в священники. В течение двадцати пяти лет Ян из Рюйсбрука осуществлял свое служение, борясь против ереси Братьев свободного духа и создавая свои первые книги.

 Сузо

Он родился на берегу озера Констанца, скорее всего, в Юберлингене. Отец его был суконщиком и человеком с черствой душой, а мать была «преисполнена Богом», и сын выбрал и стал носить ее имя — Сузо — под которым мы и знаем Генриха Сейзе. В тринадцать лет он поступил Констанцевский доминиканский монастырь.

 О подражании Иисусу Христу

Эта небольшая книга впервые появилась в 1424 г. в рукописном виде, но вскоре была напечатана и переведена на все европейские языки. Самые известные французские переводы этого произведения принадлежат Пьеру Корнелю (стихотворный перевод 1653), Лемэтру де Саси (1662) и Ламеннэ (1824). До сих пор авторство книги остается неясным и составляет предмет исследований специалистов. Большинство из них склонно считать ее произведением Фомы Кемпийского (1379-1471), монаха, наставника послушников в монастыре Св. Агнессы в Цволле (Нидерланды). Таким образом, Подражание имеет прямое отношение к нидерландскому духовному движению, известному под названием Devotio moderna («Современная набожность»).

 Таулер, Иоганн

Иоганн Таулер родился в богатой бюргерской семье, в юности ушел в доминиканский монастырь в Страсбурге, но слабое здоровье не позволило ему предаваться слишком суровому умерщвлению плоти. В Кёльне, весьма вероятно, он слушал Экхарта, и когда тот был осужден, встал на его защиту. Иногда в своих сочинениях Таулер настолько близок к Экхарту, что некоторые его тексты смешались потом с текстами учителя.

 Фома Аквинский

Фома родился в замке Роккасекка близ Аквино, учился в Неаполе и, несмотря на резкое противодействие со стороны семьи, в 1244 г. удалился во вновь основанный св. Домиником орден проповедников. Затем его отправили в Париж, в монастырь св. Якова, интеллектуальный центр ордена, где он стал учеником знаменитого Альберта Великого, за которым в 1248 г. он последовал в Кёльн.

 Франсуа де Саль

Выходец из богатой и знатной савойской семьи, Франсуа с 1586 по 1591 гг. изучал право в Падуе, откуда вернулся на родину с докторской степенью. Он должен был занять место советника при сенате Шамбери, когда внутренний порыв внезапно заставил его воспротивиться воле родителей.

Франциск Ассизский

Франциск родился в итальянском городе Ассизи в семье богатого суконщика Пьетро ди Бернардоне и его жены Пики, которая была родом из Прованса. В юности его жизнь ничем не отличалась от жизни молодых людей из зажиточных семей. Это продолжалось до того дня, когда после одной потасовки он ни оказался в тюрьме.

Экхарт, Иоганн

Поступив в ранней юности в доминиканский монастырь в Эрфурте, Иоганн Экхарт вскоре отправился для продолжения обучения в Кёльнский Студиум генерале (доминиканский университет). Не позднее 1298 г. он стал приором Эрфуртского монастыря и главным ви¬карием Тюрингии. Какое-то время он преподавал богословие в Париже.

 

 Янсенизм

В основе этого движения лежат давние споры о благодати и свободе выбора — они восходят ко временам Блаженного Августина, но с новой силой возобновляются в XVI в., в эпоху Реформации. В 1588 г. иезуит Молина (1536-1600) выступил с утверждением, что Бог отпускает «достаточно благодати» каждому человеку, и каждый свободен выбирать, использовать ему эту благодать или нет. .