Христианство и другие религии. Духовные деятели. : Исихазм
   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА     НАШИ КОНТАКТЫ    

объявления

новости

Астраханцев приглашают на экскурсию по храмам
Астраханцы смогут посетить несколько астраханских храмов, узнав интересные факты из истории мировых религий.
Казанский парк «Крылья Советов» примет праздник трезвости
Как информирует kzn.ru со ссылкой на организаторов, на празднике выступят церковные и народные хоры, а также раздадут литературу о вреде алкоголя, наркомании и табакокурения.
Археологи обнаружили в Москве руины снесенного в начале XX века храма
Церковь была построена на рубеже XIX-XX веков на территории Скорбященского женского монастыря, просуществовавшего с 1891 по 1918 года.
«Не фонтан!» Как отмечают Илию Пророка и чем живут десантники и капелланы
МОСКВА, 2 авг — РИА Новости, Наталия Федотова. Илия Пророк, день памяти которого отмечает 2 августа Православная церковь, считается небесным покровителем Воздушно-десантных войск России.

Электронные мобильные платежи
Новый уровень комфорта при любых оплатах.

реклама



Исихазм

Краеугольный камень православной духовности

Появившийся во времена первых христианских отшельников исихазм практиковался и до сих пор практикуется православными анахоретами, от русских старцев до монахов Афона.

Термин «исихазм» происходит от греческого слова исихия (hesychia — «покой, безмолвие, отрешенность»), которое употребляется в православии для определения молитвенного состояния, когда вдали от мира, в тиши и уединении душа предается созерцанию. Исихазм уходит своими корнями во времена египетских и синайских аскетов, которые, отказавшись от мирской жизни, удалились в пустыню, где предались практике Иисусовой молитвы, предполагающей сосредоточенное повторение одной и той же фразы несколько тысяч раз подряд, до тех пор, пока душа, очистившись, не наполнится Богом.

Само слово исихия часто встречается в Апофегматах (сборниках нравоучительных изречений и назидательных рассказов), а также в жизнеописаниях христианских аскетов. «Отшельник делит свой день между молитвой, пением псалмов и исихией; так ему следует строить свой внутренний алтарь — в покое, вдали от мирских развлечений. И даже в моменты духовных испытаний он должен возблагодарить Того, в Кого он верует и Кто испытует его».

■      От молитвы к богословию
Обогащенный теорией Искупления, сформулированной в IV в. Григорием Нисским, и развитый современником последнего Евагрием Понтийским, исихазм становится одной из основных практик православного монашества. Иоанн Лествичник, настоятель монастыря на горе Синай — оплота исихазма, в своем сочинении Лествица райская называет его одной из наивысших ступеней на пути восхождения души к Господу. Практика Иисусовой молитвы —многократного повторения фразы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», широко распространилась в XIII в. Она сочеталась с применением особой дыхательной техники, разработанной Никифором Затворником. Латинянин по происхождению, обратившийся в христианство и ставший монахом в Афонском монастыре, Никифор написал специальное сочинение О душевной страже, в котором учит, в каком ритме следует дышать, чтобы «наполнить духом сердце» и обрести заложенное в нем «сокровище» — Божественное присутствие. У Никифора было немало последователей в самых высоких кругах византийского духовенства, с жаром предававшихся этой практике. В следующем столетии учение Никифора Затворника было развито и систематизировано Григорием Синаитом (1285-1346). Он был выходцем из Малой Азии, долгое время провел на Синае и на Афоне, но турецкие набеги вынудили его уехать оттуда в Болгарию, где его окружили многочисленные ученики (среди которых будущий митрополит киевский Киприан), рапространившие впоследствии его учение по славянским странам вплоть до России.
Отстаивая значение «сердечной» молитвы в полемике с частью византийского духовенства, Григорий Палами создал целое направление богословской науки, в основе которого лежало учение об исихии. Его учение было развито в сочинении О жизни во Христе, посвященном духовному значению церковных таинств и богослужения, которые трактовались как земное осуществление Божественных тайн. Автором этого трактата был Николай Кавасила (ум. в 1371 г.), друг и сподвижник благочестивого императора Иоанна Кантакузина, по всей вероятности последовавший за ним в монастырь.

«Тот, кто имеет душу (сострадательную), не сможет вспомнить или увидеть ни одной твари, чтобы глаза его при этом не наполнились слезами от безмерного сострадания, охватившего душу».
Исаак Сириянин, VII в


■      Афон
После падения Константинополя в 1453 г. исихазм не утратил своего значения в православии. Оплотом его оставались Афонские монастыри (основанные в X в.), ставшие к XIV столетию главным центром православного монашества. Афонские монахи жили общинами, но были среди них и отшельники или затворники, считавшие себя единственно истинными монахами, поскольку само слово «монах» происходит от греческого монос (monos), что значит «один».
Именно Афон стал у истоков возрождения исихазма в XVIII в., когда православный мир был буквально потрясен публикацией сочинения афонского монаха Никодима Агиорита Филокалия (1782). Опубликованное в России в переводе Паисия Величковского (1793) это произведение оказало в XIX в. значительное влияние на развитие старчества.

«Заставь его (ум) спуститься вместе с вздохом в сердце твое [...]. Когда это произойдет, ты увидишь, какая радость охватит тебя».
Никифор Затворник


■      С Богом в сердце
Исихазм прошел сквозь века, оставаясь краеугольным камнем православия. Это стало возможным главным образом потому, что для православной церкви настоящий христианин — это прежде всего монах, и не просто монах, а отшельник, аскет, проводящий дни в созерцании и молитвенной тишине. Таким образом, идеалом духовной жизни является исихия, заставляющая смолкнуть как шум мирской суеты, так и внутренний голос. Еще языческий философ Аполлодор Афинский писал: «Храня мистическое безмолвие, человек чтит богов, подражая их природе». Обращенная к Господу молитва дает исихасту возможность в тот момент, когда затихает разум, почувствовать в душе Его присутствие. Молитва превращается в акт творчества, направленный на помощь всему тварному миру, и пламенем свечи устремляется в небо, подобно Святому Духу. Наряду с личной молитвой приверженец исихазма должен участвовать и в общем богослужении, раскрывающем присутствующим Божественные тайны. Благодаря особой технике дыхания, в молитве участвует все тело молящегося. Этим исихазм вызывает ассоциации с восточными духовными практиками. Так, Иисусову молитву можно сравнить с буддистскими и индуистскими мантрами. Это добровольное единение духа и тела, окончательно исчезнувшее на Западе, продолжает практиковаться восточно-христианской церковью, в частности, в Афонских монастырях, остающихся и по сей день оплотом исихазма.

СОЗЕРЦАНИЕ БОГА И ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
«Все мы познали Сына через Отца, возвестившего с небес Его учение..., а Святой Дух сам снизошел на нас и остался внутри нас...
Бог позволяет созерцать Его лицом к лицу без всяких загадок, Он приходит к достойным и соединяется с ними, пребывая в них целиком настолько, что они пребывают в Нем самом».
Григорий Палама