Христианство и другие религии. Духовные деятели. : Исихазм
   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА     НАШИ КОНТАКТЫ    

объявления

новости

День Святой Троицы празднуют в Сергиевом Посаде
Сегодня православная церковь отмечает один из главных праздников – День Святой Троицы. Главные торжества проходят в Сергиевом Посаде.
В Ульяновской области сохранилась старинная церковь с кладбищем
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы является одним из самых древних каменных храмов, которые сохранились в Ульяновской области.
На Украинскую церковь устроили нападение
В Киеве в помещении Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) неизвестные распылили слезоточивый газ, в результате пострадала монахиня.
Лютеранская церковь в России попросила передать ей в собственность кирху в Печорах
Управляющий по имуществу Евангелическо-Лютеранской церкви Ингрии на территории России Александр Кудрявцев обратился в администрацию Псковской области с просьбой передать в собственность религиозной организации церкви Святого Петра в Печорах (лютеранская к

Электронные мобильные платежи
Новый уровень комфорта при любых оплатах.

реклама



Исихазм

Краеугольный камень православной духовности

Появившийся во времена первых христианских отшельников исихазм практиковался и до сих пор практикуется православными анахоретами, от русских старцев до монахов Афона.

Термин «исихазм» происходит от греческого слова исихия (hesychia — «покой, безмолвие, отрешенность»), которое употребляется в православии для определения молитвенного состояния, когда вдали от мира, в тиши и уединении душа предается созерцанию. Исихазм уходит своими корнями во времена египетских и синайских аскетов, которые, отказавшись от мирской жизни, удалились в пустыню, где предались практике Иисусовой молитвы, предполагающей сосредоточенное повторение одной и той же фразы несколько тысяч раз подряд, до тех пор, пока душа, очистившись, не наполнится Богом.

Само слово исихия часто встречается в Апофегматах (сборниках нравоучительных изречений и назидательных рассказов), а также в жизнеописаниях христианских аскетов. «Отшельник делит свой день между молитвой, пением псалмов и исихией; так ему следует строить свой внутренний алтарь — в покое, вдали от мирских развлечений. И даже в моменты духовных испытаний он должен возблагодарить Того, в Кого он верует и Кто испытует его».

■      От молитвы к богословию
Обогащенный теорией Искупления, сформулированной в IV в. Григорием Нисским, и развитый современником последнего Евагрием Понтийским, исихазм становится одной из основных практик православного монашества. Иоанн Лествичник, настоятель монастыря на горе Синай — оплота исихазма, в своем сочинении Лествица райская называет его одной из наивысших ступеней на пути восхождения души к Господу. Практика Иисусовой молитвы —многократного повторения фразы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», широко распространилась в XIII в. Она сочеталась с применением особой дыхательной техники, разработанной Никифором Затворником. Латинянин по происхождению, обратившийся в христианство и ставший монахом в Афонском монастыре, Никифор написал специальное сочинение О душевной страже, в котором учит, в каком ритме следует дышать, чтобы «наполнить духом сердце» и обрести заложенное в нем «сокровище» — Божественное присутствие. У Никифора было немало последователей в самых высоких кругах византийского духовенства, с жаром предававшихся этой практике. В следующем столетии учение Никифора Затворника было развито и систематизировано Григорием Синаитом (1285-1346). Он был выходцем из Малой Азии, долгое время провел на Синае и на Афоне, но турецкие набеги вынудили его уехать оттуда в Болгарию, где его окружили многочисленные ученики (среди которых будущий митрополит киевский Киприан), рапространившие впоследствии его учение по славянским странам вплоть до России.
Отстаивая значение «сердечной» молитвы в полемике с частью византийского духовенства, Григорий Палами создал целое направление богословской науки, в основе которого лежало учение об исихии. Его учение было развито в сочинении О жизни во Христе, посвященном духовному значению церковных таинств и богослужения, которые трактовались как земное осуществление Божественных тайн. Автором этого трактата был Николай Кавасила (ум. в 1371 г.), друг и сподвижник благочестивого императора Иоанна Кантакузина, по всей вероятности последовавший за ним в монастырь.

«Тот, кто имеет душу (сострадательную), не сможет вспомнить или увидеть ни одной твари, чтобы глаза его при этом не наполнились слезами от безмерного сострадания, охватившего душу».
Исаак Сириянин, VII в


■      Афон
После падения Константинополя в 1453 г. исихазм не утратил своего значения в православии. Оплотом его оставались Афонские монастыри (основанные в X в.), ставшие к XIV столетию главным центром православного монашества. Афонские монахи жили общинами, но были среди них и отшельники или затворники, считавшие себя единственно истинными монахами, поскольку само слово «монах» происходит от греческого монос (monos), что значит «один».
Именно Афон стал у истоков возрождения исихазма в XVIII в., когда православный мир был буквально потрясен публикацией сочинения афонского монаха Никодима Агиорита Филокалия (1782). Опубликованное в России в переводе Паисия Величковского (1793) это произведение оказало в XIX в. значительное влияние на развитие старчества.

«Заставь его (ум) спуститься вместе с вздохом в сердце твое [...]. Когда это произойдет, ты увидишь, какая радость охватит тебя».
Никифор Затворник


■      С Богом в сердце
Исихазм прошел сквозь века, оставаясь краеугольным камнем православия. Это стало возможным главным образом потому, что для православной церкви настоящий христианин — это прежде всего монах, и не просто монах, а отшельник, аскет, проводящий дни в созерцании и молитвенной тишине. Таким образом, идеалом духовной жизни является исихия, заставляющая смолкнуть как шум мирской суеты, так и внутренний голос. Еще языческий философ Аполлодор Афинский писал: «Храня мистическое безмолвие, человек чтит богов, подражая их природе». Обращенная к Господу молитва дает исихасту возможность в тот момент, когда затихает разум, почувствовать в душе Его присутствие. Молитва превращается в акт творчества, направленный на помощь всему тварному миру, и пламенем свечи устремляется в небо, подобно Святому Духу. Наряду с личной молитвой приверженец исихазма должен участвовать и в общем богослужении, раскрывающем присутствующим Божественные тайны. Благодаря особой технике дыхания, в молитве участвует все тело молящегося. Этим исихазм вызывает ассоциации с восточными духовными практиками. Так, Иисусову молитву можно сравнить с буддистскими и индуистскими мантрами. Это добровольное единение духа и тела, окончательно исчезнувшее на Западе, продолжает практиковаться восточно-христианской церковью, в частности, в Афонских монастырях, остающихся и по сей день оплотом исихазма.

СОЗЕРЦАНИЕ БОГА И ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
«Все мы познали Сына через Отца, возвестившего с небес Его учение..., а Святой Дух сам снизошел на нас и остался внутри нас...
Бог позволяет созерцать Его лицом к лицу без всяких загадок, Он приходит к достойным и соединяется с ними, пребывая в них целиком настолько, что они пребывают в Нем самом».
Григорий Палама