Христианство и другие религии. Духовные деятели. : Православие
   ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА     НАШИ КОНТАКТЫ    

объявления

новости

Астраханцев приглашают на экскурсию по храмам
Астраханцы смогут посетить несколько астраханских храмов, узнав интересные факты из истории мировых религий.
Казанский парк «Крылья Советов» примет праздник трезвости
Как информирует kzn.ru со ссылкой на организаторов, на празднике выступят церковные и народные хоры, а также раздадут литературу о вреде алкоголя, наркомании и табакокурения.
?Ничего религиозного — только бизнес…
В понедельник, 30 июля, в казанской мечети Аль-Марджани прошло собрание имамов города.
«Не фонтан!» Как отмечают Илию Пророка и чем живут десантники и капелланы
МОСКВА, 2 авг — РИА Новости, Наталия Федотова. Илия Пророк, день памяти которого отмечает 2 августа Православная церковь, считается небесным покровителем Воздушно-десантных войск России.

Электронные мобильные платежи
Новый уровень комфорта при любых оплатах.

реклама



Православие

Христианство, оставшееся вблизи от своего первоисточника

Ортодоксия (по-гречески «правильное мнение»), православие, обозначает, в частности, Восточную Церковь; считается, что православие лучше сохранило наследие первых веков христианства, чем Западная Церковь, называемая «католической», то есть всеобщей, вселенской в силу ее более экспансионистского идеала.

Разделение обеих Церквей обычно датируется 1054 г., когда в неразрешимом противоречии столкнулись позиции легата Рима и Константинопольского патриарха. Но уже задолго до этого единство было нарушено разделом Римской империи на Восточную и Западную. Сыграли свою роль и претензии Римской Церкви, основанной апостолом Петром, на старшинство в отношении четырех восточных патриархатов: Константинопольского, Антиохийского, Александрийского и Иерусалимского.

Константинополь, названный «вторым Римом», став столицей Византийской империи, продолжившей, в отличие от Западной Римской империи, свое существование, быстро подчинил себе остальные три патриархата. Однако, православие никогда не знало единовластия. Власть была поделена между патриархом и синодом, собранием епископов, а воплощением высшего доктринального авторитета были соборы. Разделение между Восточной и Западной церквями было вызвано также расхождениями догматического порядка, но, в еще большей мере, существованием резких отличий в области духовности и таинств. Несмотря на неоднократные попытки сближения, предпринимавшиеся вплоть до XV в., единства восстановить так и не удалось.

■      Православие сегодня
После взятия Константинополя турками в 1453 г., патриарх хотя и уцелел, но Восточная Церковь постепенно распалась на множество так называемых автокефальных, то есть независимых Церквей, главным образом, славянских, признававших за Константинопольским патриархом лишь почетное главенство.

В настоящее время православие, насчитывающее 160 миллионов человек, его исповедывающих, представлено Греческой Церковью, Русской Церковью и различными балканскими Церквями. Православие связано также с эмиграцией, и миллионы православных живут теперь повсюду от Северной Америки до Японии и Центральной Африки. Что касается Константинопольского патриарха, то он старался не только сохранить единство между разрозненными Церквями, но встал на путь примирения с Римом, проявившийся в памятных встречах папы Павла VI и патриарха Афинагора в 1964-1967 гг., и в снятии анафем 1054 г., за которыми последовали многочисленные братские встречи.

■      Православная духовность
Взяв за образец жизнь Отцов-пустынников, непосредственными продолжателями которых стали православные монахи, жизнь, целиком посвященную молитве и созерцанию, византийская духовность, опираясь на богооткровенное богословие греческих Отцов Церкви (которые, в свою очередь, были наследниками неоплатонизма), обрела широчайшие возможности для своего развития в больших монастырях, влияние которых распространилось на весь Восток: это монастырь Святой Екатерины на горе Синай, Студийский монастырь в Константинополе и Афонские монастыри на севере Греции. Истинно духовными считаются только монахи, оставившие мирскую жизнь ради жития небесного, жития, сравнимого с ангельским.

Только монахи в действительности способны вести аскетическую жизнь, подготовляющую их к «метанойе», к обращению и преображению ума и души, к «апатии»—укрощению страстей, и к «исихии»—уединенному и безмолвному отдохновению в Боге благодаря «сердечной молитве» (ИСИХАСТЫ). Они — духовные отцы христианской общины, из их среды избираются епископы, в их среде формируются все великие богословы.
Именно они, начиная с Симеона Нового Богослова (X в.) и до Григория Паламы (XIV в.) развивали догмат Святой Троицы, прославляя Воплощение Сына Божьего и Воскресение Христово, утверждая Преображение Господне как обет преображения самого человека. Такое преображение было пережито, например, Серафимом Саровским, и описано его последователем Мотовиловым, который был этому свидетелем. Подчеркивается также роль Святого Духа для достижения этого преображения как в Церкви, так и в сердцах верующих. Это богословие находит свое завершение в «обо-жении» человека, в признании в нем Божьего присутствия и полного единства с Ним, что происходит после долгой очистительной борьбы и добровольного послушания, ибо сказано в патристике: «Бог может все, кроме того, чтобы заставить человека любить Его». Пусть Бог — непознаваем и недостижим, он через свою любовь передает человеку свою трансцендентность. «Бог страждет и умирает во плоти» для того, чтобы убедить человека в своей «безумной любви» (Максим Исповедник). Религиозная жизнь находит свое завершение в таинствах, особенно в Евхаристии, «истинной передаче обожествляющей жизненной силы», а также в богослужении, прообразе Божественного прославления.

Православная духовность испытала блистательное обновление в России в конце XIX в., после перевода на русский язык Добротолюбия (Филокалии) Никоди-ма Агиорита (см.) и благодаря старцам, взявшим на себя роль духовных отцов. Это возрождение, приобретшее мессианские черты у Вл. Соловьева, но вскоре прерванное революцией 1917г., было, тем не менее, продолжено Булгаковым, Бердяевым и Владимиром Лосским (1903-1958), творчество которого направлено на преодоление противостояния между Востоком и Западом, дабы проявилась Церковь будущих времен, Церковь Святого Духа, в которой возрожденное человечество смогло бы жить «по образу Святой Троицы». Эта мистическая народная духовность наполняет собою каждый миг в Откровенных рассказах странника духовному своему отцу. Она изумительно выражена в определении святости, которое здесь дано: «А что значит святыня? Не что иное, как через подвиги возвращение невинного состояния первого человека в грешном человеке».

 Григорий Палама

  Поясняя опыт исихастов, Палама утверждает, что он производит настоящее перерождение духа, который, постигнув Божественное и человеческое происхождение Христа, постигает Божественное начало во всей его полноте, сам приобщаясь к нему. И действительно, если Бог по сути своей остается непознаваемым, Он открывается нам в виде энергии в любви через Бога-Сына и в Святом Духе. Эта тройственная энергия едина и многообразна в своих проявлениях  ....далее.....

 Серафим Саровский

Прохор Исидорович Мошнин, в иночестве Серафим, родился в средней полосе России, в Курске, в купеческой семье. Потеряв в пятнадцати лет отца, он отправляется в знаменитую Киево-Печерскую лавру, а в девятнадцать становится послушником в Саровской обители, что на реке Оке. Здесь в 1786 г. он принимает иноческое пострижение; в 1793 г. он был рукоположен в духовный сан. На следующий год Серафим соорудил себе небольшую пустыньку в лесу, где и прожил один в течение десяти лет в полнейшей нищете, из рук своих, давая пищу диким зверям. Он подвергся нападению и был избит ворами, после чего стал калекой ...далее.....

Симеон, новый Богослов

Симеон родился в Малой Азии в знатной семье. В одиннадцать лет его отправили для продолжения образования в Константинополь с тем, чтобы впоследствии он, подобно своему дяде Василию поступил на императорскую службу. Но Симеон отказался от служебной деятельности и начал вести рассеянный образ жизни. Однако, испытывая глубокую духовную неудовлетворенность, он принимается за поиски наставника. Он нашел его в очаге православия, в Студийском монастыре в лице Симеона Благочестивого, развившего в юноше склонность к личному опыту в познании .....далее....